Существует расхожее мнение, что смысл работы аналитика в бизнесе заключается в обработке данных. Если бы анализ исчерпывался стандартными схемами расчетов, то профессионалов давно бы уже заменили роботы и компьютерные программы. И хотя автоматизация давно используется при проведении маркетинговых исследований, многие наверняка сталкивались с такой ситуацией: «Мы просчитали с помощью программ все показатели. Получилось, что в цифрах на бумаге – полный ажур, а в реальности дела обстоят, хуже некуда. Но в чем наша ошибка, – мы понять не можем».
Здесь самое время вспомнить знаменитое изречение Альберта Эйнштена: «Не все, что может быть подсчитано, имеет значение; и не все, что имеет значение, может быть подсчитано».
При анализе важнее всего осмыслить материал. Выявить в нем логику взаимосвязей, выделить тенденции и явления среди вороха частностей и случайностей; определить логику развития, динамику и качество процессов. Понять – что главное, а что – на втором или десятом месте по важности; где ядро и где – периферия; оценить – какие условия и факторы обеспечивают баланс и жизнеспособность системы. Распознать за конкретикой типичные проявления. И, наконец, самое главное – оценить возможности и перспективы.
Чтобы дать ответы на эти вопросы, нужны знания. Очень важную роль в бизнес-анализе играет опыт аналитика. Каждый бизнес уникален, и одними лишь теоретическими знаниями не обойтись.