Материал предназначен для всех, кому приходится оценивать ситуации, просчитывать риски и принимать решения.
«Мы получили не тот результат, на который рассчитывали. В чем дело?» — согласитесь, с такой проблемой каждый из нас хотя бы раз сталкивался в жизни и в бизнесе. Понятно, что где-то мы совершили ошибку, что-то не учли, на что-то не обратили внимания. Очень часто причина в том, что мы пошли на поводу своих убеждений или заблуждений и не распознали, что под фактами скрыта совсем другая логика.
Предлагаю вам убедиться в этом на примере анализа нашумевшей в Нете статьи «Ошибки выживших», часть которой посвящена секретам победителей (полный текст статьи «Ошибки выживших» взят отсюда http://youarenotsosmart.ru/).
От автора: «Заблуждение: Чтобы понять, как добиться успеха, нужно изучать истории успеха.
Истина: Если провал незаметен, то и разница между успехом и провалом не видна».
Тезис автора: «Грубо говоря, ошибка выживших — это склонность фокусироваться на выживших, а не на погибших, в зависимости от ситуации. Это значит, ориентироваться на победителей вместо проигравших, на успехи вместо неудач. Так значительно проще. Если после какого-то процесса есть «выжившие», то значит «невыжившие», которые, как правило, уничтожены, забыты или убраны с глаз долой. В случае с Вальдом военные обращали внимание только на самолеты, вернувшиеся на базу, и чуть было не совершили чудовищную ошибку, потому что не учли самолеты, оставшиеся на поле сражения».
Мой комментарий: У выживших военных летчиков не было никаких ошибок. Напротив, они сумели использовать все факторы, обстоятельства и возможности, включая свое мастерство, везение и технические характеристики машин, чтобы вернуться на домашний аэродром.
Автор он путает вопросы технической уязвимости машин при обстрелах с земли с действиями летчиков при выполнении боевого задания. Здесь присутствовала масса переменных факторов и уникальных обстоятельств в конкретных ситуациях, которые невозможно повторить и воссоздать.
Тезис автора: Каждый раз, когда вы делите мир на победителей и проигравших, вы должны держать в голове, что, уделяя много внимания одной стороне, вы игнорируете вторую. Если вы решили открыть ресторан в своем городе, исходя из факта, что в нем много прибыльных ресторанов, вы проигнорировали, что вы видите только уцелевшие, ставшие успешными рестораны, выжившие в конкурентной борьбе. Вы смотрите на них изо дня в день и думаете, что это свидетельство легкости и прибыльности ресторанного дела, хотя на самом деле перед вами тайный знак свыше: беги отсюда.
Ошибки аналитика:
Во-первых, идеальных и чистых побед не бывает. Путь к успеху всегда лежит через трудности и потери.
Во-вторых, человеку, пожелавшему открыть в таком городе ресторан, нужно изучать не истории проигравших и их количество, а объемы и особенности спроса на данном конкретном локальном рынке. Если он достаточно удовлетворен, то с новым рестораном там делать нечего.
Тезис автора: Ошибка выживших заставляет вас тянуться за гуру диетологии, директорами знаменитых компаний и звездами спорта. Очень тяжело избежать этого непреодолимого желания разобрать успех на кусочки и, как сорока, утащить оттуда все самое блестящее в свое гнездо. Вы смотрите на светлую сторону успеха в поисках подсказок, как вам лучше жить, как справиться с теми силами, которые вам противостоят.
Ошибки аналитика.
1. Не нужно путать истинные истории успеха с рекламными роликами.
2. Каждый успех индивидуален. У конкретного победителя и чемпиона в распоряжении есть ресурсы, которые невозможно повторить и воссоздать в полном объёме: например, данное родителями здоровье и воспитанный родителями характер.
3. Формализм и слепое копирование чужих действий всегда ведет к провалу. От историй успеха можно взять принципы, подходы и философию, но никак не набор конкретных шагов. В последнем случае проиграете гарантированно.
Тезис автора: Все любят публичные выступления людей, которые представляют собой редкие примеры, как они превозмогли превратности судьбы и выжили всему вопреки. Жалко только, вы нечасто выносите из этих вдохновляющих речей рекомендации касательно того, чего НЕ делать, а чего избегать. Потому что обычно авторы этих речей тупо этого не знают.
Ошибка аналитика: Необходимость изучать то, «чего делать нельзя» — это важная и составная часть достижения успеха, ибо в нем всегда присутствуют поражения. На языке управления это называется «ОЦЕНКА ОПАСНОСТЕЙ И РИСКОВ». Победитель уже прошел этот путь, он делится нами этим опытом, и мы учимся на его ошибках.
Тезис автора: Как пишет психолог Даниель Канеман в своей книге «Думать быстро и медленно», «если глупое решение привело к успеху, потом оно вспоминается как гениальное».
Ошибка аналитика: Это не глупое решение. Это случайность или цепь случайностей, которые толковый человек с сильным характером и смекалкой сумел обратить себе на пользу. Как сказал Дейл Карнеги, «если вам достался лимон – сделайте из него лимонад». Люди-аутсайдеры (нытики) в подобных ситуациях даже не пытаются ничего предпринять.
Тезис автора: Канеман говорит, что перед тем как начать повторять историю известной компании, стоит вернуться в те времена, когда компания только зарождалась, и спросить себя, были ли последствия принятых решений предсказуемыми. Если нет, то, скорее всего, то, что вам теперь кажется последовательной стратегией, на самом деле является совокупностью хаотичных действий. Вывод, который делает Канеман, звучит так: «Если собрать все истории успеха вместе и пристально на них посмотреть, вы поймете, что общего у них только одно: им лихо подфартило».
Ошибки аналитика:
- Поскольку каждый успех индивидуален, то и каждый рецепт его достижения требует адаптации к конкретной «почве» (люди, время, обстоятельства, ресурсы).
- Приписывая успехи той или иной компании только лишь везению и удаче, автор упускает из виду такой мощный фактор, как интуиция. Он лежит в основе многих крупных успехов. Интуицию можно развить только на крепком профессиональном фундаменте и в деятельности. Тому, кто просто лежит на диване, поплёвывая в потолок, внутренний голос не подскажет ничего дельного.)))
- Удача действительно существует. Но везёт сильнейшим, потому что они предпринимают больше попыток, делают выводы и корректируют свои действия для достижения успеха. Далее аналитик сам это подтверждает:
Тезис автора: «Если верить психологу Ричарду Вайзману, удача — в том числе и неудача — это нечто, что мы называем результатами осознанного обращения человеческих существ со случайностями, просто некоторые люди ладят с ними лучше, чем другие.
В течение 10 долгих лет Вайзман следил за ходом жизни 400 испытуемых разных возрастов и профессий. Он заметил, что у «неудачников» слишком узкий фокус внимания. Они помешаны на безопасности и очень тревожны: вместо того, чтобы резвиться, как дельфин, в море случайного выбора, они зацикливаются на контролировании происходящего, выискивая что-то конкретное. В результате они профукивают множество возможностей, мирно проплывающих мимо. «Везунчики» постоянно меняют ход своих обычных действий и высматривают что-то новое. «Везунчики» больше пробовали, чаще ошибались, но если они ошибались, то быстро вставали, отряхивались и продолжали пробовать. В конце концов, всё у них получалось.
Заключительный тезис автора и вывод всего исследования: к чему сводится успех? Это развязка длинного и запутанного сюжета. Маски сброшены, автор раскрывает свои истинную философию. «Имейте в виду, что у людей, потерпевших неудачу, редко просят совет, как такой неудачи избежать, что, разумеется, очень печально. Вопреки расхожему мнению, успех сводится к тому, чтобы регулярно избегать катастрофических провалов и рутинно справляться с мелкими текущими неурядицами».
Ошибка аналитика: Если потери не являются частью пути к успеху, а были просто бездарным провалом, то какой смысл в его изучении? Проигрывать умеют все. В таких проигрышах нет направленного действия. Они не ставили себе целью добиться успеха. Они всего лишь хотят избегать провалов и рутинно справляться с мелкими текущими неурядицами.
На самом деле, вывод в конце статьи – настоящее кредо всех нытиков и неудачников. Они призывают нас действовать с позиции НЕ ПРОИГРАТЬ. Тот, кто выбирает такую тактику, ПРОИГРЫВАЕТ ВСЕГДА. Это знают все чемпионы.
Отсюда резюме: не слушайте плохих аналитиков. Обращайтесь к людям, которые умеют ставить задачи и их решать. Которые любят выигрывать. Их кредо заключается в том, чтобы добиваться результатов. Они не занимаются формализмом, а тщательно подходят к каждой ситуации. Если вам потребуется помощь в анализе сложных ситуаций и процессов – я готова ее оказать.