«У людей стало меньше денег: спрос упал, наши прибыли тоже. Нужно срочно заняться сокращением расходов», — говорят владельцы компаний.
Что ж, оптимизация расходов – дело важное и нужное не только в период кризиса. Но при этом находятся компании, которые успешно стартуют именно во время кризиса. Вот свежий пример. В моем районе по соседству со старым гастрономом, открылся новый продовольственный магазин. В здании сделали евроремонт, поставили новое оборудование, открыли отдел кулинарии, нашли отличных поставщиков охлаждённого мяса. Каждый день есть свежая курятина, свинина, говядина; и цены вполне приемлемые. На рынок можно не ездить. Персонал тоже радует вежливостью и предупредительностью. Неудивительно, что покупатели сразу потянулись в новый магазин.
На работе гастронома появление конкурента сказалось сразу: исчезли очереди в кассах. Зато в глазах продавцов и кассиров ясно читается уныние. Их ждут нелегкие времена из-за падения продаж. Такое впечатление, что это стало неожиданностью. Гастроном уже больше 20 лет держит торговую позицию в микрорайоне, и за это время успел привыкнуть к своей незаменимости. Неудобные кассовые линии, бесконечные очереди в кассу, заглядывание в сумки и пакеты на выходе. Люди возмущались, но терпели. Ну, а куда народу деваться – если рядом с домом больше продмагов нет? Зато теперь у покупателей появилась возможность выбирать, и они отдают предпочтение новой торговой точке.
Мораль сей истории такова. Рынок – это сложная система с обратными связями. И если для значительной части компаний кризис обернулся падением спроса и сокращением продаж, то для потребителей – расширением предложений! Многие продавцы и производители стали сговорчевее и стараются сделать свои предложения товаров или услуг более привлекательными. Естественно, потребитель будет выбирать, что ему выгоднее: остаться с прежними продавцами или уйти к новым.
Почему бы вам не постараться сделать так, чтобы они выбрали вас?