Обычно вектор внимания при решении данной задачи фокусируется в точках «штатный специалист или внешний консультант», а также – «какими компетенциями он (они) должны обладать»?
На самом деле нужно начинать с вопроса – какой маркетинг требуется вашей компании? Тот, который будет соответствовать именно вашей компании и её стратегии на рынке.
Здесь самое время определиться с понятием — что такое маркетинг? Чтобы не мудрствовать лукаво, я воспользовалась буквальным переводом с английского. Маркетинг — это рыночная деятельность, чётко и ясно. Он существует на 5 уровнях управления:
- концептуальном;
- стратегическом;
- тактическом;
- оперативном;
- обслуживании (поддержании) текущей деятельности.
Профессиональный, эффективный маркетинг стоит на трёх китах:
- Законы управления динамическими системами; ибо рынок находится в постоянной динамике, и бизнесы на нем – тоже.
- Оценка ресурсов бизнеса и компании с точки зрения их целей и возможностей в конкретной рыночной среде.
- Понимание условий конкретной рыночной среды и привязка к ним деятельности компании.
Это и есть маркетинговая матрица, которая работает для любых компаний и в любых условиях. Обратите внимание — в каждом из этих трех пунктах речь идет о диагностике и взаимодействии. Таким образом, маркетинг – это не статичные книжные правила; это деятельность конкретной компании в условиях конкретной рыночной среды. В умении руководителя согласовать эти динамические системы между собой и зависит успех на рынке, а в широком смысле – успех бизнеса в целом.
Здесь нужно учитывать важнейшее свойство рынка как деловой среды. Она находится в постоянном движении, и, соответственно, ваш бизнес — тоже. Стоит компании сделать остановку, как она уже начинает проседать, а то и проваливаться на рынке.
Важнейшим свойством любого бизнеса является его индивидуальность. Она начинается с отраслевой специализации и бизнес-модели. Но даже схожие по деятельности компании в одинаковых отраслях различаются масштабами деятельности и стадией развития. Большую роль в индивидуализации бизнеса играют руководство компании и её команда – как целое, так и в виде суммы опыта, таланта, мастерства её участников, которые также всегда обладают уникальными чертами.
Таким образом, индивидуализированный бизнес работает на конкретной рыночной почве, которая находится в постоянной динамике.
Это значит, что при выработке маркетинговых решений ЛЮБОГО УРОВНЯ: стратегических, тактических и оперативных и др.– нужно начинать с диагностики ситуации на рынке и возможностей компании на нее отреагировать. Всегда.
Обстановка может измениться в самое короткое время, и тогда может случиться так, что решения, основанные на прежних данных, устарели. А значит – они будут неадекватны ситуации и заведомо неэффективными, если не сказать – пагубными.
Соответственно, маркетинговый решения, вырабатываемые формально, всегда ведут к потерям ресурсов и возможностей.
Подведём итоги:
- Прежде, чем двигаться вперед, нужно понимать – где и с чем мы находимся.
- Маркетинг — это управленческий компонент бизнеса уровня политики компании.
- Для компаний разных отраслей, видов товаров и услуг, ценовых сегментов и проч. — маркетинг тоже будет РАЗНЫЙ.
Опирайтесь на эти принципы и правила, и вам удастся выстроить эффективный маркетинг в компании и найти для него квалифицированных руководителей и специалистов.