Причиной трудностей при выборе маркетолога очень часто является двойственная роль маркетинга в компании и на рынке. Самые сложные маркетинговые задачи, как правило, приходится решать на начальном этапе. Очень многое зависит от знания отрасли, в которой работает компания заказчика и уровня конкуренции в ней, ибо без грамотной привязки к рыночной почве не будет ни продаж, ни бизнеса как такового. Это значит, что в бизнесе маркетолог выступает управленцем самого высокого уровня и фактически является вторым лицом в компании.
Но в штатном расписании только создающихся предприятий маркетологу практически никогда не предложат должность заместителя директора, ибо службы маркетинга, как правило, еще нет. ЕЕ только предстоит создать. Директора и боссы обычно предлагают специалисту на этом этапе показать себя и обещают карьерный рост в будущем.
Получается, что самую сложную и трудоёмкую работу маркетологу приходится делать в ранге исполнителя – с соответствующей оплатой, ограниченными полномочиями и таким же отношением в коллективе. А вот когда компанию уже удалось вывести на «заданную высоту полёта», и она идёт по курсу в штатном режиме – вот тогда в маркетинге появляются отделы и высокие должности. Ну а что – ведь деньги у компании уже есть, можно себе позволить, не так ли? Только вот работа на данном этапе часто идёт практически на автопилоте, и даже близко не требует такой квалификации и таких усилий, как на стадии становления компании.
Таким образом, мы имеем серьезное противоречие между должностью и реальным ее наполнением.
Второй этап сложной маркетинговой работы – это развитие компании; часто его связывают с выпуском на рынок новой продукции (услуг) или расширением территории влияния.
Третий этап – антикризисные меры. Они могут быть связаны с внешними причинами (состоянием рынка), сугубо внутренними (состоянием дел в компании), либо тем и другим одновременно.
Оба этих этапа требуют перестройки системы бизнеса, его внутренней структуры и изменения схемы привязки к рынку (иногда кардинальной). Поэтому успех данных мероприятий будет в очень значительной степени зависеть от того – насколько грамотно и точно маркетолог сумел оценить исходную рыночную ситуацию, её возможности и риски, а также текущее состояние компании. Именно высокое качество аналитики позволит сконцентрировать усилия на главных направлениях и использовать имеющиеся ресурсы наиболее рационально. Далее последует этап перестройки системы бизнеса из текущего состояния в желаемое, который нужно очень грамотно привязать к рынку. Причём сделать это желательно так, чтобы в переходном периоде компания сохраняла работоспособность и устойчивость на рынке. Эта работа требует системного мышления и способности моделировать сложные процессы.