Видов бизнес-консалтинга множество, и различаются они как по предметной деятельности, так и по уровню управления: финансовый, юридический, ИТ-консалтинг, бухгалтерский, кадровый, по обеспечению безопасности бизнеса и т.д. Бывает и узкоспециализированный консалтинг — по отрасли, в которой работает бизнес.
При этом стратегический консалтинг в этом списке стоит как бы особняком. Наверное, потому — что непонятно, чем он конкретно занимается))) В одной из статей я нашла такое интересное определение: «Стратегические консультанты… обладают выдающейся деловой интуицией и критическим мышлением. Это один из самых редких видов экспертов на консалтинговом рынке. Такие консультанты могут что-то знать или вообще ничего не знать о вашем производственном секторе, характеристиках вашего бизнеса, вашей продукции или структуре организации. Но они внимательно слушают и могут определить, (1)насколько логичны и последовательны ваши доводы. …Такие консультанты дают возможность взглянуть на любую ситуацию по-новому (2), что не всегда могут сделать сотрудники организации. Многим они (стратеги) неудобны: они задают слишком много вопросов и нередко подвергают сомнению те догмы и стереотипы работы, правильность которых никогда не вызывала сомнений у других сотрудников организации». (источник https://www.cfin.ru/consulting/5types.shtml)
Из этого определения получается, что аналитики- стратеги — это кто-то вроде магов. Откуда у них выдающаяся интуиция — непонятно. Не будем темнить и напускать тумана. Любые навыки всегда чем-то обеспечены. Стратегические консультанты представляют надотраслевое управление и занимаются системами в целом — в стратегическом ключе. Та самая «выдающаяся интуиция» — не то иное, как системный подход и системный анализ. Именно он позволяет оценить положение вашего бизнеса в целом в конкретной обстановке и оценить его возможности и риски.
Консультанты-стратеги также обладают широким кругозором — в том числе и потому, что занимаются изучением тенденций конкуренции. А без учета замыслов, планов, действий и влияний конкурентов на рынке правильные решения принимать невозможно.
А что скрывается за формулировкой «взгляд по-новому»? Это взгляд со стороны, снаружи вашей системы бизнеса. Собственники компаний и их сотрудники смотрят на неё как бы изнутри. На управленческом языке это называется «мета-позиция». Она позволяет увидеть не только риски, но возможности, которые чаще всего закрыты шорами стереотипов и деловой инерции.
Наконец, аналитик-стратег может наиболее точно определить — какой ценностью обладают ваши ресурсы в контексте рынка. Увы! — и компании, и люди себя как правило, недооценивают, а многие даже не подозревают — какие сокровища находятся в их руках и какова им рыночная цена. Это можно определить — прокачав их в контексте рыночной среды (так называемый метод ценностного анализа), и для этого необходимо стратегическое мышление.
Таким образом, стратеги занимаются управленческим мышлением. Помните слова Эйнштейна «Ни одну проблему нельзя решить на том уровне мышления, на котором она создана. Хотите малых изменений — меняйте отношение, хотите больших перемен — меняйте мышление»? Так вот, стратегический консалтинг — это о другом уровне управленческого мышления. Именно взгляд со стратегической высоты позволяет подняться над привычной рутиной, заезженными стереотипами и привычными шаблонами в логике действий и принятия решений. Например, вы сидите и переживаете, что проблема не решается, потому что в вашем понимании не хватает ресурсов. А стратег посмотрит и скажет — что у вас всего достаточно, просто нужно использовать ресурсы иным способом и по-другому организовать работу. Или же вы по инерции упустили из виду вроде бы мелкие, но весьма существенные, системные изменения обстановки, игнорирование которых может привести к серьёзным потерям. Стратег поможет вам качественно прокачать обстановку, ваши возможности и риски в ней.
Кстати, оценка мышления руководителей и собственников ваших конкурентов тоже может значительно упростить и ускорить ваш путь к рыночному успеху. Потому что когда вы поймёте — какими принципами и ценностями руководствуется ваш конкурент, вы с уверенностью сможете предсказывать — что он сделает, а чего не сделает никогда. Согласитесь, такое знание сильно проясняет обстановку и туман неизвестности и неопределённости, которым рыночные мудрецы любят стращать бизнес.
Также очень часто бывает, что вы решаете не ту проблему, которая есть на самом деле, и потому никак не удаётся достичь положительных результатов. Стратег проведёт диагностику ситуации и поможет эту проблему (или задачу) правильно сформулировать. Стратегический подход даёт понимание истинной ценности ваших ресурсов в контексте рынка и с максимальной эффективностью их использовать.
Ещё одна важнейшая особенность стратегического консалтинга вытекает из первой. Стратеги-аналитики оценивают не только конкретные ситуации бизнеса; они занимаются оценкой эффективности принципов и методов управления в компании или на рынке. Причём речь идёт не только и правильности выбора тех или иных методик или подходов для решения насущных задач. Стратегический консалтинг может оценивать — насколько устоявшиеся методики управления адекватны рыночной обстановке и сложившемуся уровню конкуренции. И если потребуется — то стратеги могут заняться и выработкой собственных методик.
Одним словом, стратегический консалтинг — это об управленческом мышлении, о навыках и методах управления. Такое вот управленческое метазнание.
И, наконец, самое главное. Стратеги-аналитики — это не консультанты, которые принимают решения за клиента. Они делают всё, чтобы обеспечить его максимально качественным пониманием обстановки. Поверьте — когда перед вами будет ясная картина происходящего, свои решения вы найдёте сами. Правда, порой для понимания сути событий и намерений рыночных игроков потребуется намело усилий и знаний. Но ведь никто и не обещал, что будет легко))) В конкуренции сегодня всё идёт по возрастающей, и как в спорте — у кого самые сильные и оригинальные управленческие разработки, у кого самая адекватная картина событий — тот и пройдёт в дамки.