Вопрос: «Во время рыночных кризисов бюджеты на маркетинг режутся первыми. И дело не только в деньгах. Если упал спрос — то что толку заниматься продвижением? Тут даже партизанские методы малобюджетного маркетинга вряд ли помогут. Выходит, компании смогут влиять на потребителя только ценой?»
Ответ: на рынках постсоветского пространства маркетинг изначально использовался в виде способов продвижения товаров или услуг с помощью листовок, буклетов, рекламных и пиар-мероприятий т.п. действий. Даже малобюджетный маркетинг — это тоже о способах продвижения на рынок, только более креативных и ухищрённых. Развитие соцсетей в Интернете существенно снизило стоимость затрат на такую деятельность.
И всё равно восприятие маркетинга в компаниях и особенно у собственников чаще всего связано с НАКЛАДНЫМИ РАСХОДАМИ для продвижения. Поэтому в кризис первыми «под нож» идут не только маркетинговые бюджеты; маркетологи — тоже первые кандидаты на выход при кризисном сокращении штата. В самом деле: зачем держать сотрудников — если без накладных затрат они не могут работать????
На самом же деле ДЕЙСТВИЯ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ — это прикладная часть маркетинга и видимая «верхушка айсберга», у которого подводная часть в разы превышает по своей значимости надводную часть. То, что «под водой» — это ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ ОБСТАНОВКИ и ВОЗМОЖНОСТЕЙ компании в ней. Маркетинговая аналитика составляет фундамент рыночной деятельности любого бизнеса.
Прежде, чем двигаться вперёд (тратить деньги) — нужно оценить, где, когда и с чем мы находимся. Чтобы действовать — нужно понимать, что происходит.
Таким образом, главная задача маркетинга на кризисном рынке состоит в том, чтобы осмыслить обстановку на рынке, а затем рассмотреть возможности и риски компании в её контексте — как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Как видите, здесь идёт речь не о режиме «ДЕЛАТЬ», а о режиме «ДУМАТЬ». Я на личном опыте убедилась, что тратить силы и средства на оценку рыночной обстановки в постсоветском бизнесе не принято. В лучшем случае такое занятие посчитают пустым («в кризис нужно экономить силы и средства, и тратить их на пустые телодвижения никто не станет» — цитата с делового форума в Интернете), ожидая получить подобную аналитику бесплатно.
На самом же деле этап осмысления обстановки на рынке и возможностей вашей компании в ней — это самый важный и самый ценный этап, который сэкономит вам массу средств, сил и времени. Обратитесь к нам, АНАЛИТИКАМ, которые изучают рынок в постоянном режиме, и вы сможете получить оценку обстановки гораздо быстрее и за меньшие деньги, чем если бы вы заказывали исследование с нуля.
Пока ваши конкуренты будут в растерянности от неизвестности и неопределённости ждать у моря погоды либо наугад идти ва-банк, бросив все силы и средства по принципу — а вдруг повезёт? Вы же получите, играя по открытым картам, получите прекрасный шанс и выжить в рыночный «шторм», и взять господствующую высоту на рынке.
Какому путь выгоднее — решать вам самим.